Аутизм

Расстройства аутистического спектра

К особым формам нарушенного психического развития относят детский аутизм. Он характеризуется своеобразными поведенческими, эмоциональными, речевыми проявлениями на фоне неравномерно сформированных психических функций. По данным современной статистики аутизм и близкие к нему расстройства встречаются у одного процента детей по всему миру, при этом соотношение мальчиков и девочек четыре к одному. Признаки аутизма появляются еще до того, как ребенок достигнет возраста 2,5 лет, и сохраняются в течение всей жизни, хотя некоторые из симптомов мо гут потерять свою остроту.

Причины аутизма до конца не изучены. Принят комплексный подход к пониманию причин данного расстройства. Можно выделить следующие группы факторов, которые способствуют возникновению нарушений развития психических функций у детей:

- отягощенная наследственность;

- патология беременности, сопровождающаяся органическими нарушениями центральной нервной системы (в частности эпилепсия);

- осложнения в период родов и в раннем детстве;

- неблагоприятные условия воспитания и окружения;

- психические травмы ребенка, связанные с сильным испугом, внезапным отрывом от семьи.

Детский аутизм имеет свои основные особенности:

- с раннего детства отсутствуют мимические проявления эмоций (радости, грусти, страха, гнева);

- ребенок избегает контакта глаз, при нормальном слухе не реагирует на свое имя;

- речь развивается с задержкой или не возникает вообще, иногда она развивается до двухлетнего возраста, затем исчезает частично или совсем;

- ребенок не общается со взрослыми, не пытается привлечь их внимание, показать заинтересовавший их предмет;

- совершает судорожные движения руками, постоянно мычит или вокализирует (бессмысленно поёт отдельные звуки);

- характерно наличие однотипных многократно повторяющихся действий (открывает-закрывает двери, судорожно шевелит руками, складывает предметы в определенной последовательности много раз);

- не играет в игры с сюжетом и ролями (не может покормить куклу, уложить мишку спать, не катает машинку);

- выраженная реакция на резкие звуки, свет, дискомфорт, зачастую нетипичная (не соответствует силе раздражителя).

Такие проявления аутизма характерны для детей более раннего возраста, а в более старшем возрасте можно отметить следующие признаки:

- избегание коммуникации, нежелание вступать в беседу;

- озабоченность второстепенными явлениями, ребенок зациклен на цифрах, маршрутах, цветах, ритуалах;

- речь представлена шаблонными выражениями, нет эмоциональной окраски, жестикуляции;

- импульсивность, немотивированные вспышки агрессии;

- приверженность определенному режиму дня, бурное негодование при малейшем отклонении от привычного порядка.

Расстройства аутистического спектра постоянно требуют лечения и коррекционной поддержки, которая более значима, чем назначение препаратов. Программа коррекции подбирается индивидуально и может со временем меняться. Семьи должны остерегаться программ лечения, которые дают ложную надежду на исцеление.    Медикаментов, которые полностью избавляют от аутизма, нет. Прием лекарственных средств необходим при сопутствующих психических расстройствах, которые усугубляют адаптацию ребенка и не позволяют в полной мере использовать коррекционные программы.

  Подразделение международной благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители» организовано в Республике Беларусь уже несколько лет. В мае 2013 года в Минске создан координационный совет, для поддержки семей с детьми-аутистами. Существует ряд рекомендаций для родителей, у чьих детей обнаружено расстройство аутистического спектра:

Безусловное принятие и любовь со стороны родителей – первооснова развития потенциала ребенка. Телесный контакт (поглаживания, объятия, держание за руки) также помогает ребенку развить отстающие навыки общения.

Ребенку нужен четкий режим дня, чтобы в его комнате был установлен и поддерживался определенный порядок – каждый предмет должен иметь свое фиксированное место.

Многие аутисты склонны к агрессии и гневу, поэтому при общении с ребенком сохраняйте спокойствие, чтобы предупредить раздражительность и злость. Учите ребенка конструктивным способам выражения агрессии: предлагайте ему в порыве гнева поколотить подушку, потопать ногами, покричать в пластиковый стакан или пакет, изорвать газету на мелкие клочки.

Общение должно быть предельно конкретным: следует общаться с ребенком короткими, максимально понятными фразами без подтекста. Полезно будет сопровождать фразу демонстрацией предмета или жестами.

Из-за склонности к однотипным движениям ребенок может сутками делать одно и то же и яростно протестовать, когда их прерывают. Позволяйте ребенку заниматься тем, что ему интересно, но обязательно устанавливайте рамки: «Ты можешь собирать конструктор еще час, а потом мы пойдем на прогулку».

Заведите домашнего питомца, лучше всего – собаку. Общение с животными будет благотворно влиять на развитие мозга и эмоциональной сферы ребенка. Заботьтесь о том, чтобы ребенок как можно чаще находился в обществе дружелюбно настроенных детей и взрослых, по возможности посещал интегрированную группу.

Ежедневно занимайтесь с неговорящим или малоговорящим ребенком, используя коммуникативные карточки PECS.

Профилактика сводится к соблюдению общих правил здорового образа жизни, рационального питания, умения справляться со стрессом. Беременным женщинам и кормящим мамам нужно следить за своим питанием и избегать продуктов с ГМО.

 

 

Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь Трудовая деятельность в свободное от учебы время

Мы работаем с персональными данными пользователей, которые храним и обрабатываем в соответствии с законодательством о работе с персональными данными. Закрывая это сообщение, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных.