Конституция Республики Беларусь
Статья 25, ч.3 «Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию».
Статья 32, ч.5 «Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образовании и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.
Сексуальное насилие над детьми это любой сексуальный опыт между ребенком до 18 лет и человеком, по крайней мере, на 5 лет старше его.
В сексуально порочном обращении с ребенком по умыслу выделяют сексуальное злоупотребление (использование в порнографии и т.п.) и сексуальное насилие.
На практике непросто отличить начинающееся сексуальное на¬силие от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между дву¬мя ситуациями определяются намерениями взрослого человека, а также возможностью для ребенка свободно сказать «нет»
Существует множество трюков, способов, заманиваний и стратегий, которые использует преступник, чтобы совершить акт насилия по отношению к детям. Сначала взрослый пытается создать условия, чтобы остаться наедине с ребенком, вначале это может быть случайно, затем насильник стремится повторить ситуацию. Главная цель насильника на этом этапе – расположить к себе ребенка и убедить его в том, что ничего необычного в их отношениях нет. Он обычно говорит ребенку: «Это будет игра», «Обычно взрослые делают это со своими детьми», «Я буду тебя учить сексу». Постепенно насильник подводит к тому, чтобы ребенок воспринимал это как нечто естественное. Процесс развивается по нарастающей: от невинных прикосновений – к ласкам интимного характера, затем интимные ласки переходят в половой акт.
Обычно жертвами сексуального порочного отношения явля¬ются дети моложе 12 лет, но наиболее часто ими становятся в воз¬расте 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происхо¬дящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло. Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.
Установить факт сексуального насилия зна¬чительно труднее, чем физического, поскольку раскрытию семейной тайны препятствуют чувство вины, стыда и страха, испытываемые ребенком. Ребенку кажется, что, рассказав об этом, он предаст отца или мать. Кроме того, слишком велика душевная боль, и дети боятся своего подавленного гнева, связанного с переработкой стресса. Они опасаются, что если начнут рассказывать, то гнев усилится и они потеряют контроль над собой и своими чувствами. К тому же, их все¬гда преследует страх, что тот, кому они расскажут, отвергнет их, по¬чувствовав отвращение.
Признаки сексуального насилия
Признаками перенесенного сексуального насилия являются раз¬личные изменения в поведении ребенка.
В первую очередь, детей отличает сексуализированное поведение:
Изменяется эмоциональное состояние и общение ребенка. Появляются ранее нехарактерные черты:
Изменяется личность ребенка, его социальное поведение:
Изменяется самосознание ребенка:
Последствия физического и сексуального насилия
Физическое и сексуальное насилие оставляет у ребенка неизгла¬димый след: насилие, пережитое в детстве, приводит и к отдаленным последствиям и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь, поскольку подобный травматический опыт будет формировать специфические семейные отношения и «запускать» особые жизнен¬ные сценарии. Так, многие взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели «неотработанный» опыт наси¬лия в детстве. Психологическая травма, которую получают дети-свидетели, по силе равна той, которую имеют дети-жертвы жестокого обращения. Травматический опыт приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку.
Если физическое насилие может и не касаться ребенка, то психологические травмы присутствуют у всех детей, выросших в атмосфере агрессии. Насилие в семье является серьезным барьером на пути нормального психического развития подростка. Физическое и сексуальное насилие переживаются сначала как острая травма, но по мере того, как оно повторяется, жертва переживает страх и чувство беспомощ¬ности в предотвращении ее.
В разные возрастные периоды жиз¬ни реакция на подобную травму проявляется по-разному:
Жертвам физического и сексуального насилия свойственны подозрительность и недоверие к людям, поскольку они пережили предательство со сто¬роны родителей, физическое или сексуальное нападение, издеватель¬ства. Став взрослыми, такие дети стараются избегать любой близости с другими людьми, в том числе и психологической, считая эти отношения потенциально опасными.
Всех жертв физического и сексуального насилия отличает низ¬кая самооценка, в основе которой лежит переживание стыда и вины. Именно они сопровождают инцест. Иногда родитель жертвы обви¬няет ребенка в провоцировании или соучастии в сексуальных действи¬ях. Это же характерно и для физического насилия, когда родитель ответственность за то, что сорвался перекладывает на ребенка—«сам заработал».Жертвы физического и сексуального насилия часто страдают депрессией и отличаются аутоагрессивным поведением. Ребенок- жертва как бы «согла-шается» с подсознательным желанием родителей — «было бы луч¬ше, если бы этого ребенка не было вообще».Чем тяжелее травма, например при сексуальном насилии, тем выше риск суицида и более глубоко выражена депрессия.
Плохой самоконтроль и нарушения поведения свойственны как жертвам физического, так и сексуального насилия. Для жертв физического насилия ха¬рактерны бесконтрольность, агрессивность, разрушительное поведение как в школе, так и дома. С помощью агрессии они защищают себя от волнения, тревог и чувства беспомощности. У таких детей обычно мало друзей, потому что их ровесников часто пугает их взрывное, импульсивное поведение.
Специфика сексуального насилия, в отличие от физического, свя¬зана с ранним сексуальным опытом и приводит к нарушению сексуального раз-вития, половой идентификации и сексуальных установок. Специфические последствия сексуального насилия бывают различными. Подвергая ребенка сексуальному насилию, родитель грубо нару¬шает границы личности ребенка. Со временем такая модель отноше¬ний между людьми становится для ребенка примером. Затем он на¬чинает совать нос в чужую жизнь: задавая взрослым слишком интимные вопросы, желая все знать об их личной жизни и разгово¬рах, тогда как при этом сам жалуется на вмешательство в его жизнь.
К одному из важных признаков сексуального насилия относится гиперсексуальное поведение ребенка. У детей-жертв дошкольного возраста отмечается высокий уровень эротизации: они сексуально возбуждаются в результате самой повседневной физической и пси-хологической близости, поскольку не могут отличать психологичес¬ки близких, любящих и дружеских отношений от сексуальных. Пе¬режившие сексуальное насилие дети любого возраста ведут себя «соблазняющим» образом как со сверстниками, так и со взрослыми. Маленькие жертвы могут воспроизводить сексуальные действия в играх со сверстниками. Ча-сто у детей возникает навязчивое желание, и они пытаются сами себя сексуально удовлетворить, независимо от времени, места или присутствия кого-либо, то есть мастурбируют.В подростковом возрасте для них характерны случайные поло¬вые связи, часть девочек впоследствии занимается проституцией. Согласно данным опроса Silbert & Pines (1981), 60% проституток в детстве были жертвами сексуального насилия.
Кроме появления гиперсексуальности или, наоборот, паническо¬го избегания сексуальных стимулов, у жертв сексуального насилия происходит нарушение половой идентификации. Деформация поло¬вой роли в результате сексуального насилия встречается как у дево¬чек, так и у мальчиков. Девочки начинают отождествлять свое поведение с мужским поведением, когда они выбирают себе роли или героев, обладающих мужскими качествами. По¬ловая идентификация мальчиков, подвергшихся сексуальному насилию, очень хрупкая, иногда сопровождается «чрезвычайно му¬жественным» компенсаторным поведением и боязнью людей, а иног¬да их поведение отличается фемининностью. У детей-жертв сексуального насилия вне зависимости от пола встречаются нарушения сексуальной ориентации, среди которых наи¬более выделяются гомосексуальные отношения
Для некоторых жертв сексуального насилия характерно сексуально-агрессивное поведение по отношению к сверстникам или сест¬рам-братьям, напоминающее поведение взрослого насильника..
Как говорить с ребенком о сексуальном насилии: беседа по душам
Долг родителей – защищать и оберегать детей, научить их не попадать в опасные ситуации и как себя вести, если это все же произошло.
Рекомендации родителям
Разговаривайте с ребенком в спокойном, безопасном месте, где никто не мешает! Разрешите ребенку рассказывать его словами, не вдаваясь в детали! Избегайте употребления незнакомых ребёнку медицинских или других специальных терминов.
Необходимо постараться дать ребенку понять, что его тело принадлежат только ему и никому больше. Объясните ребенку, что он не обязан кого-то обнимать или целовать, если не хочет этого. Такой подход эффективнее, чем устрашающие угрозы и предупреждения. Дайте ребенку понять, что никогда ни один взрослый человек не должен касаться его гениталий и всего, что находится между ног, просить его раздеться для того, чтобы что-то там посмотреть (если речь не идет об осмотре врачом в его кабинете в присутствии родителей или с их разрешения). Некоторые родители говорят детям, что прикосновения других людей к их телу могут быть «хорошими» и «плохими». Но ребенку иногда трудно понять, чем «хорошие» прикосновения отличаются от «плохих». Педофил может все представить таким образом, что понятия о «хорошем» и «плохом» будут ему только на руку.
Если же кто-то когда-нибудь при любых обстоятельствах дотрагивается до любого места на его теле, снимает его фото- или видеокамерой и просит его никому об этом не рассказывать, то он должен обязательно рассказать об этом Вам. Вы должны предупредить ребенка о том, что если какой-то незнакомец обратится к нему с просьбой пойти с ним, ребенок должен немедленно идти домой и рассказать об этом взрослым.
С подростками любого пола важно поговорить о том, как другие люди могут воспринять их поведение, танцы, какие сигналы противоположному полу посылает их одежда, фото в социальных сетях и т.п.
Один из самых надежных способов, который поможет вам научить ребенка противостоять сексуальному насилию, заключается в том, чтобы проводить с ним как можно больше времени. Дети, страдающие от нехватки родительского внимания, с большей вероятностью проявят интерес к тому вниманию, которое может уделить им насильник. Преступники такого рода очень хорошо понимают детей и с легкостью овладевают вниманием тех из них, кому такого внимания недостает дома. Такие люди быстро входят к ним в доверие, они умеют сопереживать им и понимать их, становясь для них образцом взрослого человека, к которому они тянутся. К сожалению, даже самые сознательные и внимательные родители не могут полностью защитить своего ребенка от сексуального насилия – слишком много факторов, которые невозможно проконтролировать. Тем не менее, родители способны дать детям поддержку, которая поможет им не поддаться на уловки преступника. Откровенные разговоры и любовь могут избавить вас и вашего ребенка от боли и страданий.