Сексуальное насилие

Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам!!!

Конституция Республики Беларусь

Статья 25, ч.3 «Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию».
Статья 32, ч.5 «Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образовании и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.

Сексуальное насилие над детьми это любой сексуальный опыт между ребенком до 18 лет и человеком, по крайней мере, на 5 лет старше его.

В сексуально порочном обращении с ребенком по умыслу выделяют сексуальное злоупотребление (использование в порнографии и т.п.) и сексуальное насилие.

На практике непросто отличить начинающееся сексуальное на¬силие от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между дву¬мя ситуациями определяются намерениями взрослого человека, а также возможностью для ребенка свободно сказать «нет»

Существует множество трюков, способов, заманиваний и стратегий, которые использует преступник, чтобы совершить акт насилия по отношению к детям. Сначала взрослый пытается создать условия, чтобы остаться наедине с ребенком, вначале это может быть случайно, затем насильник стремится повторить ситуацию. Главная цель насильника на этом этапе – расположить к себе ребенка и убедить его в том, что ничего необычного в их отношениях нет. Он обычно говорит ребенку: «Это будет игра», «Обычно взрослые делают это со своими детьми», «Я буду тебя учить сексу». Постепенно насильник подводит к тому, чтобы ребенок воспринимал это как нечто естественное. Процесс развивается по нарастающей: от невинных прикосновений – к ласкам интимного характера, затем интимные ласки переходят в половой акт.

Обычно жертвами сексуального порочного отношения явля¬ются дети моложе 12 лет, но наиболее часто ими становятся в воз¬расте 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происхо¬дящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло. Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.

Установить факт сексуального насилия зна¬чительно труднее, чем физического, поскольку раскрытию семейной тайны препятствуют чувство вины, стыда и страха, испытываемые ребенком. Ребенку кажется, что, рассказав об этом, он предаст отца или мать. Кроме того, слишком велика душевная боль, и дети боятся своего подавленного гнева, связанного с переработкой стресса. Они опасаются, что если начнут рассказывать, то гнев усилится и они потеряют контроль над собой и своими чувствами. К тому же, их все¬гда преследует страх, что тот, кому они расскажут, отвергнет их, по¬чувствовав отвращение.

Признаки сексуального насилия
Признаками перенесенного сексуального насилия являются раз¬личные изменения в поведении ребенка.

В первую очередь, детей отличает сексуализированное поведение:

  • чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
  • поразительные для своего возраста знания о сексуальной жизни;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
  • сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
  • необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменяется эмоциональное состояние и общение ребенка. Появляются ранее нехарактерные черты:

  • замкнутость, изоляция, уход в себя;
  • депрессивность, грустное настроение;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
  • частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
  • истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежни¬ми друзьями;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • терроризирование младших и детей своего возраста;
  • жестокость по отношению к игрушкам у младших детей;
  • противоречивые чувства к взрослым.

Изменяется личность ребенка, его социальное поведение:

  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и изде¬вательству над собой,
  • резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
  • прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовле¬нию еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспита¬нию);

Изменяется самосознание ребенка:

  • падает самооценка, появляются мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
  • проявляются невротические и психосоматические симптомы: боязнь оставаться в помещении наедине с определенным чело¬веком; боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием); головная боль, боли в области живота и сердца.

Последствия физического и сексуального насилия

Физическое и сексуальное насилие оставляет у ребенка неизгла¬димый след: насилие, пережитое в детстве, приводит и к отдаленным последствиям и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь, поскольку подобный травматический опыт будет формировать специфические семейные отношения и «запускать» особые жизнен¬ные сценарии. Так, многие взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели «неотработанный» опыт наси¬лия в детстве. Психологическая травма, которую получают дети-свидетели, по силе равна той, которую имеют дети-жертвы жестокого обращения. Травматический опыт приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку.

Если физическое насилие может и не касаться ребенка, то психологические травмы присутствуют у всех детей, выросших в атмосфере агрессии. Насилие в семье является серьезным барьером на пути нормального психического развития подростка. Физическое и сексуальное насилие переживаются сначала как острая травма, но по мере того, как оно повторяется, жертва переживает страх и чувство беспомощ¬ности в предотвращении ее.

В разные возрастные периоды жиз¬ни реакция на подобную травму проявляется по-разному:

  • детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нару¬шения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
  • у дошкольников на первый план выступают эмоциональные нару¬шения: тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, сты¬да, отвращения, беспомощности, испорченности; нарушения по¬ведения: регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
  • у детей младшего школьного возраста — амбивалентные чув¬ства по отношению к взрослым, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недо¬верие к миру; в поведении отмечаются: отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с дру¬гими детьми;
  • для детей 9-13 лет характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении: изоляция, манипулирова¬ние другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
  • для подростков 13-18 лет — отвращение, стыд, вина, недове¬рие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуаль¬ные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональ¬ной интимности, непоследовательность и противоречивость пове¬дения.

Жертвам физического и сексуального насилия свойственны подозрительность и недоверие к людям, поскольку они пережили предательство со сто¬роны родителей, физическое или сексуальное нападение, издеватель¬ства. Став взрослыми, такие дети стараются избегать любой близости с другими людьми, в том числе и психологической, считая эти отношения потенциально опасными.

Всех жертв физического и сексуального насилия отличает низ¬кая самооценка, в основе которой лежит переживание стыда и вины. Именно они сопровождают инцест. Иногда родитель жертвы обви¬няет ребенка в провоцировании или соучастии в сексуальных действи¬ях. Это же характерно и для физического насилия, когда родитель ответственность за то, что сорвался перекладывает на ребенка—«сам заработал».Жертвы физического и сексуального насилия часто страдают депрессией и отличаются аутоагрессивным поведением. Ребенок- жертва как бы «согла-шается» с подсознательным желанием родителей — «было бы луч¬ше, если бы этого ребенка не было вообще».Чем тяжелее травма, например при сексуальном насилии, тем выше риск суицида и более глубоко выражена депрессия.

Плохой самоконтроль и нарушения поведения свойственны как жертвам физического, так и сексуального насилия. Для жертв физического насилия ха¬рактерны бесконтрольность, агрессивность, разрушительное поведение как в школе, так и дома. С помощью агрессии они защищают себя от волнения, тревог и чувства беспомощности. У таких детей обычно мало друзей, потому что их ровесников часто пугает их взрывное, импульсивное поведение.

Специфика сексуального насилия, в отличие от физического, свя¬зана с ранним сексуальным опытом и приводит к нарушению сексуального раз-вития, половой идентификации и сексуальных установок. Специфические последствия сексуального насилия бывают различными. Подвергая ребенка сексуальному насилию, родитель грубо нару¬шает границы личности ребенка. Со временем такая модель отноше¬ний между людьми становится для ребенка примером. Затем он на¬чинает совать нос в чужую жизнь: задавая взрослым слишком интимные вопросы, желая все знать об их личной жизни и разгово¬рах, тогда как при этом сам жалуется на вмешательство в его жизнь.

К одному из важных признаков сексуального насилия относится гиперсексуальное поведение ребенка. У детей-жертв дошкольного возраста отмечается высокий уровень эротизации: они сексуально возбуждаются в результате самой повседневной физической и пси-хологической близости, поскольку не могут отличать психологичес¬ки близких, любящих и дружеских отношений от сексуальных. Пе¬режившие сексуальное насилие дети любого возраста ведут себя «соблазняющим» образом как со сверстниками, так и со взрослыми. Маленькие жертвы могут воспроизводить сексуальные действия в играх со сверстниками. Ча-сто у детей возникает навязчивое желание, и они пытаются сами себя сексуально удовлетворить, независимо от времени, места или присутствия кого-либо, то есть мастурбируют.В подростковом возрасте для них характерны случайные поло¬вые связи, часть девочек впоследствии занимается проституцией. Согласно данным опроса Silbert & Pines (1981), 60% проституток в детстве были жертвами сексуального насилия.

Кроме появления гиперсексуальности или, наоборот, паническо¬го избегания сексуальных стимулов, у жертв сексуального насилия происходит нарушение половой идентификации. Деформация поло¬вой роли в результате сексуального насилия встречается как у дево¬чек, так и у мальчиков. Девочки начинают отождествлять свое поведение с мужским поведением, когда они выбирают себе роли или героев, обладающих мужскими качествами. По¬ловая идентификация мальчиков, подвергшихся сексуальному насилию, очень хрупкая, иногда сопровождается «чрезвычайно му¬жественным» компенсаторным поведением и боязнью людей, а иног¬да их поведение отличается фемининностью. У детей-жертв сексуального насилия вне зависимости от пола встречаются нарушения сексуальной ориентации, среди которых наи¬более выделяются гомосексуальные отношения

Для некоторых жертв сексуального насилия характерно сексуально-агрессивное поведение по отношению к сверстникам или сест¬рам-братьям, напоминающее поведение взрослого насильника..

Как говорить с ребенком о сексуальном насилии: беседа по душам

Долг родителей – защищать и оберегать детей, научить их не попадать в опасные ситуации и как себя вести, если это все же произошло.

Рекомендации родителям

Разговаривайте с ребенком в спокойном, безопасном месте, где никто не мешает! Разрешите ребенку рассказывать его словами, не вдаваясь в детали! Избегайте употребления незнакомых ребёнку медицинских или других специальных терминов.

Необходимо постараться дать ребенку понять, что его тело принадлежат только ему и никому больше. Объясните ребенку, что он не обязан кого-то обнимать или целовать, если не хочет этого. Такой подход эффективнее, чем устрашающие угрозы и предупреждения. Дайте ребенку понять, что никогда ни один взрослый человек не должен касаться его гениталий и всего, что находится между ног, просить его раздеться для того, чтобы что-то там посмотреть (если речь не идет об осмотре врачом в его кабинете в присутствии родителей или с их разрешения). Некоторые родители говорят детям, что прикосновения других людей к их телу могут быть «хорошими» и «плохими». Но ребенку иногда трудно понять, чем «хорошие» прикосновения отличаются от «плохих». Педофил может все представить таким образом, что понятия о «хорошем» и «плохом» будут ему только на руку.

Если же кто-то когда-нибудь при любых обстоятельствах дотрагивается до любого места на его теле, снимает его фото- или видеокамерой и просит его никому об этом не рассказывать, то он должен обязательно рассказать об этом Вам. Вы должны предупредить ребенка о том, что если какой-то незнакомец обратится к нему с просьбой пойти с ним, ребенок должен немедленно идти домой и рассказать об этом взрослым.

С подростками любого пола важно поговорить о том, как другие люди могут воспринять их поведение, танцы, какие сигналы противоположному полу посылает их одежда, фото в социальных сетях и т.п.

Один из самых надежных способов, который поможет вам научить ребенка противостоять сексуальному насилию, заключается в том, чтобы проводить с ним как можно больше времени. Дети, страдающие от нехватки родительского внимания, с большей вероятностью проявят интерес к тому вниманию, которое может уделить им насильник. Преступники такого рода очень хорошо понимают детей и с легкостью овладевают вниманием тех из них, кому такого внимания недостает дома. Такие люди быстро входят к ним в доверие, они умеют сопереживать им и понимать их, становясь для них образцом взрослого человека, к которому они тянутся. К сожалению, даже самые сознательные и внимательные родители не могут полностью защитить своего ребенка от сексуального насилия – слишком много факторов, которые невозможно проконтролировать. Тем не менее, родители способны дать детям поддержку, которая поможет им не поддаться на уловки преступника. Откровенные разговоры и любовь могут избавить вас и вашего ребенка от боли и страданий.

Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь Трудовая деятельность в свободное от учебы время

Мы работаем с персональными данными пользователей, которые храним и обрабатываем в соответствии с законодательством о работе с персональными данными. Закрывая это сообщение, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных.