Пренебрежение в семье

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка в семье – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи, отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие возможности получения адекватного образования со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Пренебрежение нуждами ребенка имеет место не только в случае, когда в семье отсутствуют материальные средства, иногда родители или лица, их заменяющие, ведут себя так, злоупотребляя своими правами и пользуясь беззащитностью и зависимым положением ребенка.

Причинами безразличного отношения к нуждам своих детей могут быть личностные особенности роителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями в семье и т.д. Во многом взаимоотношения детей и родителей зависят и от социального статуса семьи.

Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.
Дефицит внимания со стороны родителей приводит к тому, что ребенок развивается в эмоционально и информационно бедной среде, им никто специально не занимается, а сам ребенок не способен обеспечить себе необходимые условия для нормального развития.

Действия родителя, оставляющего ребенка без эмоционального общения и заботы:

  • равнодушное отношение к нуждам ребенка и отказ в их удовлетворении;
  • отсутствие одобрения ребенка;
  • игнорирование ребенка, т.е. невнимание к нему, неуважение его как личности;
  •  отсутствие и нежелание эмоциональной близости с ребенком (родитель не гладит ребенка по голове и не берет его на руки). Обычно родители утешают и поддерживают ребенка, когда он несчастен или испытывает боль, и позднее ребенок сам учится регулировать свою эмоциональную жизнь. Родители, которые пренебрегают ребенком, отвергают его, прежде всего в эмоциональном плане, оставляя наедине с непосильными для него отрицательными чувствами. Не обеспечивая ребенка положительными эмоциями, они лишают его эмоциональной защиты и чувства безопасности.

Поэтому ребенок не приобретает подходящих навыков для регулирования своей эмоциональной жизни, что существенно затрудняет его развитие.
Нарушения эмоциональной жизни заброшенного или подвергшегося насилию ребенка, проявляются, прежде всего, в виде эмоциональной нестабильности, эмоционального равнодушия, как следствие вырабатывается эмоциональная неустойчивость, перевеса отрицательных чувств над положительными.

Эмоциональная неустойчивость - большие колебания между отрицательными и положительными эмоциями характерны для детей, забота о которых была очень непоследовательной. Равнодушие и депрессивность чаще свойственны заброшенным детям. Они в одинаковой степени мало испытывают и проявляют как положительные, так и отрицательные чувства. Для детей, с которыми грубо обращались или в отношении которых были допущены злоупотребления, в основном характерно преобладание отрицательных чувств над положительными. Они очень редко выражают положительные эмоции. Их основные чувства - гнев, ярость, страх, волнение. Всем детям, испытавшим плохое обращение, трудно говорить о своих чувствах без тяжелых переживаний.

Эмоциональный мир этих детей характеризуется не только преобладанием отрицательных чувств, но и отсутствием умения справляться с ними, контролировать их. Поэтому для развития способности регулировать свои эмоции совершенно необходимо, чтобы взрослый устанавливал границы, утешал и руководил ребенком.

Подведя итог, можно сказать, что в случае эмоционального пренебрежения не удовлетворяются базовые потребности ребенка во внимании, любви, общении и защищенности.

Ребенок, явившийся жертвой насилия, не усваивает социально-положительных отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни. Из четырех видов жестокого обращения с детьми невозможно выделить те, которые не оказывают влияния на будущую адаптацию ребенка. Дети, пострадавшие от физического или сексуального насилия, вызывают сочувствие окружающих, а дети с социально-педагогической запущенностью, как правило во взрослой жизни не могут самостоятельно решать свои материальные проблемы.

Уделяйте внимание детям, их эмоциям. Разрешайте им проявлять свои, не только хорошие, но и плохие, эмоции. Поддерживайте детей в сложных жизненных ситуациях!!!

Психолог
Центра здоровья подростков и молодёжи
УЗ «Вилейская ЦРБ»
Шляпо Олеся Владимировна