Как помочь подростку с самокритикой?

Повышенная самокритичность часто прививается ещё с детских лет. Она настолько глубоко входит в сознание, что действует совершенно непроизвольно. С другой стороны, вам может казаться, что только она способствует самосовершенствованию. Давайте разберёмся в этом вопросе…

Есть такое понятие «базовая самоценность», то есть внутреннее переживание ценности самого себя. Она закладывается еще в начале жизни. Если она не сформировалась, то в подростковом возрасте могут появиться комплексы.

В раннем подростковом возрасте развиваются когнитивные способности, ребенок начинает внимательно изучать себя, прибегает к суровой самокритике и, как следствие, становится неуверенным в себе.

Такое отношение к себе провоцирует полное игнорирование положительных качеств только потому, что они не подходят к его установке. В результате человек видит себя только с одной стороны. Отсюда и излишняя самокритичность.

Самокритика провоцирует неприятные ощущения (подавленность, разочарование, злобу, вину) и усугубляет неадекватное отношение к себе. 

Сталкиваясь с этой проблемой, ребёнок обращается за помощью, в первую очередь, к родителям. 

Но, к сожалению, многие родители склонны отмахиваться от детей в ответ на подобные разговоры, ошибочно полагая, что это "само пройдёт с возрастом", как, впрочем, чаще всего и бывает. Однако, заметив, что реплики подростка по поводу собственной внешности участились и перестали быть безобидными, каждый взрослый может потратить пару минут на расспросы, чтобы предотвратить возможные проблемы. И, если потребуется, помочь.

 Конечно, детям и подросткам важно «видеть себя в зеркале родителей». И хорошо, когда родитель дает позитивное отражение. Но перехваливать - опасно. Допустим, девочка привыкла, что дома она -  красавица-раскрасавица. Но чем ребенок становится старше, тем важнее для него мнение коллектива, а не родных. И если подросток привык к постоянной похвале, то любое негативное отношение окружающих будет воспринято болезненно.

 

С другой стороны, комплимент комплименту рознь. Вот, скажем, девочка приходит домой и жалуется маме: «Я такая некрасивая, нос длинный, глаза маленькие...» А мама на бегу бросает: «Да ты у меня самая красивая!» - и побежала по своим делам. И хотя она вроде бы произнесла слова поддержки, то, как это было сказано, звучит: «Отстань, не до тебя». Дочь подсознательно воспринимает это как сообщение: «Ты, девочка, недостаточно хороша, чтобы тебя принимали и любили». 

 

В подростковом возрасте важно не убрать переживание, а помочь его выдержать. Потому что недовольство собой стимулирует человека двигаться вперед.

 

Вот пример. Приходит девочка домой: «Меня дразнят, я не такая, как все, больше в школу не пойду». И родитель сразу пытается утешить: ну что ты, не бери в голову! В итоге ребенок не получает важного объяснения, что внешность нельзя магическим образом изменить прямо сейчас. Надо, чтобы родители побыли с ребенком в его переживаниях. Тогда он понимает, что важен, что его чувства имеют значение для взрослых.

Нужно научиться принимать изменения в своем ребенке. Видеть в этом позитив.

 

Важно, чтобы подросток учился за собой ухаживать. Если, к примеру, проблема с кожей у подростка, можно предложить вместе с ним сходить к врачу-дерматологу или косметологу, за рекомендациями. Если есть проблема лишнего веса, это тоже решаемо, всегда есть возможность обратиться к эндокринологу и врачу-диетологу. Так же можно посетить стилиста, он подберёт образ и гардероб, который поможет увидеть себя в новом свете. Один и тот же человек с прической или лохматый выглядит очень по-разному.

 

При этом нужно учитывать, что в школе есть свои требования к внешнему виду, но все-таки... Со стороны взрослых важно уважать поиск подростком самого себя.

С одной стороны, надо поддерживать эксперименты с внешностью, а с другой - подростку важно ощущать границы. Необходимо знать, что первична всё же внутренняя красота и индивидуальность человека. 

 

Есть семь «золотых» фраз, которые важно слышать каждому ребёнку:

1.Я люблю тебя!

2.Я горжусь тобой!

3.Извини меня!

4.Я прощаю тебя!

5.Я тебя слушаю!

6.Это твоя ответственность!

7.Ты сможешь это сделать!

Даже если этому ребёнку 30 лет!!!!!!

 

Любите и принимайте своих детей такими, какие они есть  при любых жизненных ситуациях. 

 

Психолог

Центра здоровья подростков и молодёжи

УЗ «Вилейская ЦРБ»

Шляпо Олеся Владимировна

Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь Трудовая деятельность в свободное от учебы время

Мы работаем с персональными данными пользователей, которые храним и обрабатываем в соответствии с законодательством о работе с персональными данными. Закрывая это сообщение, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных.