- Статьи
Азартные игры известны с древнейших времён. Слово «азарт» происходит от арабского слова «alzar» — «игральная кость». Первые документальные источники об азартных играх были обнаружены среди руин древнего Вавилона (3000 г. до н.э.). Игра в кости была самой распространённой игрой в средние века. Карточные игры появились в Европе со времен крестовых походов в XIII в.
Игромания, лудомания (от латинского ludus — игра), игровая зависимость или патологический гемблинг – этими терминами называют психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм (игры в казино, игровых и компьютерных клубах, букмекерских конторах «ставки на спорт» и др.).
Начинают играть из любопытства, за компанию, для развлечения, отдыха, лёгкого способа ухода от проблем, а не только для заработка. Однако многие не задумываются, что ставкой в драматичной, страстной игре являются не столько деньги, сколько психическое здоровье, а порой и жизнь.
Втягивание в игру происходит быстро, порой за считанные недели. Стоит этим людям начать выигрывать, как им кажется, что удача будет сопутствовать им постоянно. Проигрыш бьёт по самолюбию, рождает чувство вины и досады, злости и попытку во что бы то ни стало добиться желаемого результата, а, следовательно, разжигает азарт. Конечно, не все становятся патологическими игроками, кто-то играет с относительно холодной головой. Эти люди самодостаточны и имеют высокий уровень самоконтроля, проводят довольно мало времени за игрой, не делают больших ставок, играют на определённую сумму, которую разрешают себе оставить в игровых заведениях. Играют они исключительно для отдыха, эпизодически, не преследуя корыстных и тщеславных целей, умеют сдержанно реагировать на выигрыш и не драматизировать проигрыш.
Во время игры игроки постепенно распаляются, незаметно для себя начинают погружаться в так называемый игровой транс (сопровождается изменённым состоянием сознания). Подобное трансовое состояние сопровождается выбросом гигантского количества нейрогормонов, что обеспечивает получение острых эмоциональных ощущений. Игроки погружаются в некое виртуальное состояние, полностью теряя счёт времени и деньгам. Очнуться от игры они могут лишь тогда, когда закончатся деньги или они упадут без сил после многодневной игровой гонки.
Игровой транс — это психическое состояние, которое сопоставимо с фармакологическим эффектом от сильнодействующих психоактивных веществ, какими являются в частности наркотики. Тяга к такому времяпрепровождению настолько сильна, что человек постепенно теряет интерес к реальной жизни. Именно это патологическое состояние приводит азартного игрока к катастрофическому разорению, а не банальная жадность. Плата за такой «игровой кайф» огромна.
В процессе игры мотивационный акцент смещается с выигрыша на саму игру, постепенно начинает преобладать игровой азарт, перенапряжение, которое приводит к выраженным астеническим и сосудистым расстройствам. Появляется гипертензия, тахикардия, кардиалгии, ослабевает концентрация внимания, память, снижается игровая работоспособность и профессионализм. Игроки полностью забывают рациональные и поведенческие установки. Суживается сознание и утрачивается адекватное реагирование на ситуацию, исчезает способность контролировать ход игры и в полном объёме использовать игровые навыки. Пропадает способность вовремя прекратить игру, встать и уйти из игрового заведения. Человек погружается в своеобразное состояние «зависания» в игре, при котором невозможно самостоятельно оборвать игру, а друзья или родственники не в состоянии насильно вытащить играющего из игрового заведения в связи с его яростным сопротивлением.
Выигрыш создаёт уверенность в самом себе, в своих возможностях, позволяет фантазировать о самых привлекательных направлениях жизни, включая дальнейшие успехи в игре и приобретённое благосостояние. Он же, закрепляясь и памяти, способствует срывам и рецидивам заболевания.
После очередного проигрыша все раскаяния и обещания больше не играть быстро забываются, и вскоре игроки вновь начинают испытывать сильное влечение к игре. Многим хочется отыграться и вернуть свои деньги, их одолевает обида и чувство несправедливости, им кажется, что в следующий раз им обязательно повезёт и они одолеют «однорукого бандита». Этот мотив приводит их вновь в игровые заведения, где их вновь захватывает процесс игры и погружение в состояние игрового транса. Чем выше наслаждение от выигрыша, тем глубже и тяжелее страдания от проигрыша. Проигрывая по ходу игры и понимая, что все меньше шансом отыграться, человек испытывает нарастающую тревогу, повышенную раздражительность, чувство злости, иногда сожалении, что начал играть. Появляется агрессия, периодическое желание отомстить, найти и наказать виновных. Находясь в таком состоянии, в одних случаях человек просит божественные или дьявольские силы помочь ему, пожалеть, в других — ругается и всё проклинает. Нередко они крестятся, читают молитвы, произносят заклинания, поглаживают игральный автомат или, наоборот, повреждают и разрушают его. После завершения игры, когда человек покидает игровое заведение, синдром проигрыша проявляется подавленным настроением, несдержанностью, повышенной раздражительностью, грубостью, иногда агрессией и разрушительными действиями, суицидальными мыслями. Расстраивается сон, беспокоят тревожные сновидения, отсутствует аппетит, часто болит голова, сердце. Тягостное состояние сопровождается самоосуждением, суицидальными мыслями и тенденциями, временной самокритикой, обещаниями «больше никогда не играть» (подобно обещаниям в состоянии синдрома отнятия при алкоголизме — «больше никогда не пить»). Оно может продолжаться от 12 ч до 2 суток, постепенно затухает, и на смену ему приходит всё усиливающееся влечение к игре.
Долгое время игроманы держат в тайне своё пристрастие, поэтому крайне трудно распознать, что у них возникла такая проблема. Однако в их поведении родственники могут заметить, что они вдруг начали на всём экономить, тщательно контролировать все покупки в семье, скрывать свои доходы и расходы, придумывать различные версии пропажи денег и вещей, под разными предлогами занимать деньги у друзей, знакомых, брать кредиты в банках. Пытаются играть в любое свободное время, ссылаясь на большую занятость на работе. Изворотливость и обман становятся для лудоманов привычным делом. Как правило, обнаруживается болезненная страсть лишь тогда, когда возникают чувствительные финансовые потери.
Игроки убеждают себя в том, что ничего страшного не происходит, что они в любой момент прекратят играть. Многие из них говорят: «Вот отыграю своё и больше никогда к игре не вернусь». Однако постепенно желание участвовать в игре становится настолько непреодолимым, что это приводит лишь к утяжелению зависимости, углублению депрессии, потери психического здоровья, разорению и распаду их семей. Стремление любой ценой раздобыть средства для игры нередко заставляет патологических игроков идти на преступление, а, не выдержав своего катастрофического морального и социального падения, эти люди кончают жизнь самоубийством.
Социальный портрет лиц с игровой зависимостью: большинство авторов отмечают, что это лица преимущественно мужского пола, средний возраст составляет 21-40 лет, образование — среднее, незаконченное высшее, высшее; большинство на момент обследования работали (42-68%), состояли в браке (37,3-73,0%), отношения в семье преимущественно конфликтные (в среднем 69,7%). Следует также отметить, что большинство исследователей отмечают у больных игроманией высокий удельный вес алкогольной наследственности, которая в среднем составляет 41-52%. Кроме того, суицидальные тенденции среди больных составляют 52%, противоправные действия — >50%. Социальный портрет игроманов дополняется результатами психологического обследования, которые свидетельствуют об их эмоциональной неустойчивости, сниженной способности к самоконтролю и рефлексии, асоциальных установках, склонности к сверхценным идеям и повышенной активности, что сочеталось с преобладанием нарциссических и пограничных личностных черт.
Очень быстро (6-12 месяцев) при формировании игровой зависимости появляются признаки негативных личностных, поведенческих, эмоциональных и интеллектуально-мнестических нарушений на фоне различной степени выраженности синдрома игровой зависимости. Это лживость, безответственность, конфликтность, нарушения производственной дисциплины, временное или стойкое безразличие к работе (частые смены работы) в семье, снижение работоспособности, криминогенность (воровство, мошенничество, подлог и др.), одиночество. Помимо эмоционального огрубления, отмечают значительное снижение требовательности к своему внешнему виду, личной гигиене, неопрятность и пр. Аффективные расстройства проявляются постоянной тревогой, субдепрессиями, депрессиями, дисфорией. Характерны суицидальные мысли и тенденции. Суживается круг интересов, утрачиваются многолетние связи с друзьями. Постепенно ухудшается память, работоспособность, а также способность к творческой деятельности. Люди, страдающие игроманией, становятся обидчивыми, вспыльчивыми, грубыми, «тусклыми», сексуально слабыми, эгоистичными, предъявляют необоснованные требования, не желают покупать необходимые для семьи вещи, продукты, экономят на всем ради сохранения денег для игры.
Лечение игромании и реабилитация пациентов с зависимостью к азартным играм. Игромания, она же лудомания, излечима. Эффективность избавления от этого опасного психического расстройства во многом зависит от стремления самого пациента разобраться в себе и своей проблеме. И чем раньше будет оказана профессиональная помощь, тем глубже и надёжнее будет результат лечения.
Следует отметить, что специфического психофармакологического и психотерапевтического лечении игромании и связанных с ней расстройств на сегодня не существует. Стандарты медикаментозного лечения отсутствуют. Медикаментозное лечение следует сочетать с различного рода психотерапией. Лекарства подбирают, исходя из общности или сходства некоторых психических расстройств при игромании и общеизвестных психопатологических состояний.
Первый этап - осознание зависимости от игры и осознание человеком того, что он действительно болен и ему нужна помощь. Данный первый этап самое сложное, ведь люди с сильной волей и жёстким характером будут до самого конца утверждать, что он не болен и может бросить игру в любой момент.
Вторым этапом является естественно период отвыкания, это самое сложное, человека необходимо контролировать 24 часа в сутки (самым главным является избегание близкими казино и любых азартных игр). Так как это даст повод играть человеку.
Третий этап - это профилактика. В течение одного года необходимо следить, за пациентом для того, чтобы он не играл (данный полный запрет не распространяется на компьютерных игроманов, однако за количеством игрового времени нужно следить).
Источник: УЗ «Жодинская центральная городская больница»
#здоровые_города_и_поселки
Материал подготовлен врачом по медицинской профилактике
Дубовиком А.В.
08.12.2024г.